Махатма Ганди известен во всем мире как идеалист, который использовал гражданское неповиновение, чтобы расстроить и свергнуть британских колонизаторов в Индии. Популярность его ненасильственных учений, вдохновлявших таких борцов за гражданские права, как Мартин Лютер Кинг-младший и Нельсон Мандела, затмила еще один важный аспект его учения: правильную роль бизнеса в обществе.
Исследование ранних лет жизни
Ганди утверждал, что компании должны выступать в качестве попечителей, оценивая социальную ответственность наряду с прибылью, что недавно было повторено на деловом круглом столе. Его взгляды на цели компании вдохновили поколения индийских руководителей на создание более устойчивого бизнеса. Как исследователи мировой истории бизнеса, мы считаем, что его послание должно найти отклик у руководителей компаний и предпринимателей по всему миру. Исследование ранних лет жизни Ганди и его сочинений показывает, что его взгляды были радикально сформированы беспрецедентными возможностями, которые открывали пароходы, железные дороги и телеграф. Растущая легкость путешествий, распространение печатных СМИ и увеличение торговых маршрутов - отличительная черта первой волны глобализации с 1840 по 1929 год - произвели на Ганди огромное множество вызовов, стоящих перед обществом. К ним относятся огромное неравенство между богатым Западом и другими частями мира, растущее неравенство внутри обществ, расовая напряженность и разрушительные последствия колониализма и империализма. Это был мир победителей и проигравших, и Ганди, хотя и родился в богатой семье, посвятил свою жизнь борьбе за людей без статуса.
Роль бизнеса
Ганди изучал право в Лондоне, где он сталкивался с работами радикальных европейских и американских философов, таких как Лев Толстой, Генри Дэвид Торо, Ральф Уолдо Эмерсон и Джон Раскин - трансценденталистов, которые защищали интуицию над логикой. В 1893 году Ганди приступил к работе в качестве адвоката в британской колонии в Южной Африке. Именно здесь, а не в Индии, Ганди сформировал свои радикальные политические и этические представления о бизнесе. Важный аспект учения Ганди о том, что на самом деле означает попечительство, был подробно изложен в его широко популярном еженедельнике «Хариджан», освещающем социальные и экономические проблемы по всей Индии. Исследование архива Хариджана с 1933 по 1955 год помогло определить четыре ключевых компонента значения опеки для Ганди:
Для создания действительно устойчивых предприятий необходимо долгосрочное видение, выходящее за рамки одного поколения. Компании должны создавать репутацию, которая способствует доверию между транзакциями и со всеми слоями общества. Коммерческое предприятие должно сосредоточиться на создании ценности для сообществ. В то время как Ганди видел ценность частного предпринимательства, он полагал, что богатство, которое создает компания, принадлежит обществу, а не только владельцу.