Говоря об Индии, нельзя не упомянуть об особом искусстве – танце. Танец в Индии он несет в себе огромную смысловую нагрузку. По верованиям индийцев, родоначальником танца является один из главных богов патеона – Шива. Во время танца в танцора входит Шива и исполнитель становится «девадаси» - вместилищем бога. В определенный момент танец начинает сам вести танцора, и неважно какой подготовкой он обладает. Разумеется, такое чаще происходит в результате упорных тренировок. В Индии даже есть специальная танцевальная женская деревня, в которой женщины живут для того, чтобы изучать танец, не отвлекаясь на посторонние дела.
Наибольший интерес вызывают классические танцы, зародившиеся в храмах. Они подразделяются по семи основным формам:
- бхаратанатьям
- манипури
- катхак
- мохиниаттам
-катхакали
- кучипуди
- одисси
Каждый стиль имеет свой собственный рисунок, ритм и традиции, но все они имеют три аспекта: нритта, нритья и натья. Нритта – «чистый танец», представляет собой ритмический рисунок, заканчивающийся песней или стихами. Нритья – несколько ритмических рисунков, расположенных в строгом порядке, следующих за каким-либо сюжетом. Натья – полное представление, с сюжетом, пантомимой (абхинайей) и проигрыванием характеров.
Бхаратанатьям.
Главной особенностью является четко выраженная поза танцора – прямой торс, согнутые колени и развернутые ступни (арайманди). На нее накладываются комбинации движений. Многие комбинации являются каноническими (адаву).
Кучипуди
Один из самых популярных стилей, зародившийся в штате Андхра-Прадеш. Это четкий скульптурный танец, наполненный богатой эмоциональной палитрой. В нем сочетаются классика и драматическая составляющая индийского эпоса.
Мохиниаттам
Женственный танец, похожий на бхаратанатьям, зародившийся в Керале, на юге Индии. Издревле исполняется только женщинами.
Одисси
Родина одисси – штат Орисса. Особенностью его является особая скульптурность поз. Танцовщица олицетворяет собой ожившую скульптуру. Основные стойки – чаука (квадрат) и трибханга (треугольник).
Катхак
Плавные движения, чередующиеся со стремительными, с четким ритмом, отбиваемым ступнями. Выстукиваемые узоры ритма являются важнейшей частью катхака, называемой таткары. Танец является непосредственной иллюстрацией песни, под которую исполняется.