Несмотря на несколько споров, которые утверждают, что Taj Mahal был разработан Итальянцем Джеронимо Веронео, или французским, серебряных дел мастером Остин de Бордо, первое реальное свидетельство о выявлении архитектора появилось в 1930-ых годах, когда рукопись семнадцатого столетия под названием, Diwan-i-Muhandis была найдена с упоминанием в ней Taj Mahal.
Эта рукопись содержит собрание нескольких поэм, написанных Luft Аллахом, также она содержит несколько стихов, в которых он описывает его отца, Ustad Ahmad от Лахор, как архитектор Taj Mahal и Красного Форта в Дели. Ahmad был Персидский инженер-астролог.
Luft Аллах также заявляет, что Шах Джехан присудил его отцу звание "Nadir al-Asr" ((the Wonder of the Age); к сожалению исследователи истории не подтверждают этот факт. Другой источник утверждает, что Ustad Ahmad был один из архитекторов Красного Форта.
Следующее свидетельство было найдено из других больших проектов, предпринятых Ustad
Ahmad, усиливая правдоподобность его сына. И вот, что интересно, обратите внимание, Устад Ahmad имел множество псевдонимов: Устад Хан Эффенди, Устад Mohammed, Иза Хан, Иза Эффанди и множество перестановок его имен- вымышленная смесь Мусульманских имен, что является наиболее вероятным изобретением современных британских авторов путеводителя.
Должно быть подчеркнуто, что проект Taj Mahal не может быть приписан одному мастеру. Taj - кульминация эволюционного процесса. Это более усовершенствованная стадия в развитии Mughal архитектуры. Имена многих строителей, которые участвовали в строительстве Taj в различных интерпретациях слились к нам из персидских источников.
Такой честолюбивый проект, как могила Mumtaz Mahal, требовал одаренных мастеров со многих частей света. Из Турции прибыл Исмэйль Хан, проектировщик полушарий и строитель куполов. Qazim Khan, уроженец Лахор, путешествовал в Агру, чтобы отлить твердое золотое украшение, которое венчает купол турецкого мастера.
Chiranjilal, местный каменщик из Дели, был выбран как главный скульптор и мозаик. Amanat Khan из Шираза был главный каллиграф, и этот факт засвидетельствован на Taj воротах, где его именем была подписана надпись на них.
Muhammad Hanif был Наблюдатель масонов, в то время как Мир Абдул Карим и Mukkarimat Khan Шираза обращался с финансами и управлением ежедневного производства. Скульпторы из Бухары, каллиграфы из Сирии и Персии, инкрустаторы с Юга Индии, резчики по камню из Белуджистана, человек, который специализировался в построении башенок, другой, кто вырезал только мраморные цветы - тридцать семь мужчин, сформировали творческое ядро, и к этому ядру добавлялась рабочая сила- двадцать тысяч рабочих завербовали со всей Северной Индии.
|