К организациям непосредственного обслуживания относятся предприятия – организаторы туризма, основной задачей которых является обслуживание туристов. К организациям косвенного обслуживания относятся предприятия смежных отраслей хозяйства, культуры, системы образования. Без взаимодействия двух этих составляющих индустрии туризма невозможно создание качественного полноценного туристского продукта, так как он состоит из перевозки, размещения, экскурсионной программы и питания. Над его производством работают авиационные, морские, железнодорожные компании, а также отели, музейно-экскурсионный сервис, предприятия питания, места массовых развлечений и другие. Все многообразие способов реализации туристских услуг можно свести к двум типам каналов сбыта: прямым и косвенным. Прямые каналы сбыта обеспечивают непосредственную связь туристской организации-производителя (гостиницы, транспортные компании, предприятия питания и так далее) с потребителем. С этой целью гостиницы и транспортные компании открывают собственные торговые точки, организуют сбыт по каталогам, телефону. В связи с развитием информационных технологий организации осуществляют продажу туристских услуг через глобальные компьютерные системы резервирования, через глобальную компьютерную сеть Интернет и прочие системы бронирования. Однако производители туристских услуг не ограничиваются только прямыми каналами сбыта, так как создание и функционирование собственной сбытовой сети требуют больших финансовых вложений. Другим каналом сбыта туристских услуг является косвенный, т.е. через посредника. Роль посредника между организациями – производителями туристских услуг и потребителем осуществляет туроператор. В функции последнего входят закупка в больших объемах туристских услуг у производителей (гостиниц, транспортных компаний и т.д.), формирование на их основе туристских продуктов и реализация данных турпродуктов либо самостоятельно, либо через посредников – турагентов. Собственная сбытовая сеть туроператора может состоять из представительств, филиалов, салонов по продажам и т.д., расположенных в одном городе или в нескольких городах Индии либо в других крупных странах. Их количество зависит от материальных возможностей туроператора и объема операций, выполняемых им на туристском рынке.