Тот, кто видел буддистов, наверняка задавался вопросом, почему они носят одежду разного цвета. Так, у одних монахов она жёлтая, у других оранжевая или синяя. Хотя если учитывать глубокий символизм этого вероучения, то в этом нет ничего странного. В любом случае вся одежда олицетворяет собой скромность, послушание и следование монашеским заветам.
Одеяние буддийских монахов
Широкая одежда буддийских монахов называется кашая, а в Китае они именуются сэнъи. Но это определение не отражается ни в форме, ни в покрое, ни в цвете одеяния. Так, в Китае кашая вообще не имела установленной формы, поэтому под это определение попали все длинные одежды с широкими рукавами. Что же касается первой одежды буддистов, то она берёт начало от традиций самого Будды. Это треугольная накидка 6х9. В Индии, например, для буддистов характерны белые одежды, которые называются адванта-васана (люди в белых одеждах).
Конечно же, белый цвет ассоциируется с чистотой духа и сознания, но также является символом нестяжательства. Существует предание, согласно которому древние буддисты-аскеты подбирали выброшенную одежду, уже выгоревшую на солнце или пожелтевшут от старости. Поэтому некоторые монахи носят одеяние жёлтого цвета (также оранжевого или серого), как память о тех временах. А вот белое одеяние чаще встречается среди буддистов-мирян, придерживающихся школы Тхеравады. Одежда же коричневого цвета поверх чёрной символизирует готовность монаха выполнять все предписания.
В лучших традициях Будды
И всё же чаще всего встречаются монахи в одеянии красновато-бурого или оранжево-жёлтого цвета. Эти цвета восходят к одежде самого Будды, который носил их, достигнув своего просветления. Одна из легенд гласит, что Будда, покинув дворец отца, не стал принимать в дар новую одежду, но шил себе платья из выброшенных нарядом. Одежды он собирал в разных местах, включая кремацию. После этого Будда очищал находку с помощью шафрана, из-за чего на одежде появлялся красновато-оранжево-коричневатый оттенок. Люди верят, что этот цвет служил Будде напоминанием рисовых полей, которые он видел за время своего путешествия.
От традиций к современности
В отличие от аскетичного индийского буддизма, китайские и японские монахи разделяли одежды на повседневные и церемониальные. Например, вместо обычной накидки применяется длинный халат с широким запахом, а во время церемонии надевалась ещё одна длинная красная накидка, которую закрепляли на левом плече. Она символизировала платья Будды.
Также в Индии и Китае по цвету кашаи можно было узнать ту или иную монашескую общину, чего уже практически не осталось в современном мире. Изменению поддались и цвета одежды. Если раньше не принято было использовать яркие расцветки и ткани, то сегодня для изготовления кашаи применяются яркие и дорогие материалы, которые выделяют монаха из толпы. А это уже противоречит древним традициям «скромных лоскутков», хотя и выглядит достаточно эффектно.