Лишь проникнувшись духом экзотерического мироощущения, вдохнув грудью благоухающий сладостью воздух, европеец понимает, что главное в Индии – это ее философия. Душа Индии кажется погруженной в медитацию, которая и дает миру великие идеи, позволяющие обычному человеку взглянуть на свою жизнь под новым углом, подняться до понимания единства со всем сущим. Эти идеи и формируют неповторимую индивидуальность культуры Индии.
Особое место в индийской культуре отводилось женщине. Как ни парадоксально, современность лишь исказила древнее положение индийской женщины, сделав ее безвольной и бесправной. В Древней Индии до пришествия христианства женщины учувствовали в ведических обрядах наравне с мужчинами. Постепенно эту традицию сменила другая, по которой женщина должна была получать духовные знания не от гуру, а от своего мужа, чтобы разделять его возвышенные стремления. Это привело к распространению ранних браков, когда будущий муж начинал с детства воспитывать свою жену. Но такая благородная цель вскоре потерялась, а осталась лишь устаревшая традиция, калечащая жизни юных девушек. Но стремление к идеалу осталось, и великие женщины Индии получили образование именно таким способом. Шри Сарада Деви стала женой Шри Рамакришну в пятилетнем возрасте, когда ему на тот момент было 23 года. Великий мудрец вырастил из этого дитя свою настоящую сподвижницу.
Для раннего ведического периода характерно поклонение богу в его женском образе как Матери, позднее это трансформировалось в культ Кали, Матери богов. В ведической литературе встречаются различное воплощение образа богини-матери - Ади-ти, Сарасвати, Дэви, Амбика, Ума. Они служили проявлением великого космического принципа, демострируя главенство женского начала.