Поскольку граждане Индии и Пакистана празднуют 71 год своей независимости 15 августа, они также будут помнить 1947 год как знаменательный год их одновременного рождения. В том же году британцы оставили свою «жемчужину в короне» и разделили колониальную Индию на основе религии.
Другое лицо свободы
После раздела произошла одна из крупнейших вынужденных миграций 20-го века. В течение следующих двух десятилетий почти девять миллионов индусов и сикхов переехали в Индию и около пяти миллионов мусульман в пространственно раздробленный Восток и Запад Пакистана. Это движение сопровождалось чудовищным массовым насилием, которое преследовало женщин в результате изнасилований и похищений и привело к гибели примерно миллиона человек. Ученые назвали раздел «другим лицом свободы». Но уже летом 1946 года вряд ли кто-либо мог предсказать, что это разделение станет политическим решением для передачи власти в конце долгой националистической борьбы за независимость. Люди также не предсказывали, что это приведет к такому ужасающему насилию и массовому выкорчевыванию, что приведет к долговременным воспоминаниям об изгнании и потерях. Так что же привело к этому разделению? А почему 1947? Как ученый по истории Южной Азии, я бы предположил, что существует множество и сложных причин.
Идея Пакистана
Вначале британцы оправдывали свое подчинение Индии, утверждая, что индусы были социально и морально слабы. И они ошибочно рассматривали свою индийскую империю как набор отдельных сообществ. Они также видели, что они находятся в конфликте друг с другом, игнорируя переплетенные культурные и общие традиции того времени. Именно эта британская точка зрения в конечном итоге переросла в политическое представительство, основанное на религиозной идентичности. Это означало, что индийцы могли получить политическую власть (хотя и ограниченную) только через отдельные электораты, основанные главным образом на их религии. Таким образом, индусы могли выбирать своих собственных индуистских представителей, а мусульмане могли делать то же самое. Ученые отмечают, что эти тенденции, взятые вместе, привели к появлению мусульманского сепаратизма с 19-го века. Кульминацией этого стало представление о том, что индусы и мусульмане отличаются друг от друга и что Индия состоит из «двух наций», разделяющих разные истории и культуры. Ключевые дебаты были о спросе на Пакистан, отдельную родину для мусульман. Одна из причин, по которой идея Пакистана стала набирать популярность, заключалась в том, что Мухаммед Али Джинна, лидер Мусульманской лиги, не дал четкого определения географических координат Пакистана. Действительно, именно расплывчатость местоположения Пакистана способствовала получению поддержки от мусульман по всей Индии, которые были разделены по языку, культуре и классу и, прежде всего, географии. Однако следует сказать, что идея Пакистана была поддержана не всеми мусульманами: более половины из них останутся в Индии после разделения.